Экономичная езда на автомобиле. Экономичное вождение или экономичный стиль езды на автомобиле

DELFI, Ilmar Saabas

Экономный стиль жизни в последний год стал не только насущной необходимостью, но и, если можно так выразиться, вошел в моду. Экономит государство, экономят жители и предприниматели. Теперь учат экономить и автоводителей.

На самом деле, обобщенные принципы экономичной езды в большей или меньшей степени известны всем владельцам авто, однако практика показывает, что в жизни весь этот комплекс мер применяется довольно редко. Что-то кажется нелогичным (к примеру, соблюдение дистанции в условиях интенсивного городского движения, когда в потоке каждый норовит воспользоваться интервалом, чтобы выиграть лишний десяток метров), что-то (например, планирование пути не по кратчайшему, а по наименее загруженному маршруту) требует изменения старых привычек. Однако знать основные принципы экономичного вождения в любом случае полезно. Delfi.lv предлагает краткий список рекомендаций экспертов.

Соблюдение дистанции

Если автоводитель держит дистанцию в отношении впереди едущей машины, это дает ему время успеть оценить ситуацию и предвидеть развитие событий. Следуя своему стилю езды можно не только сэкономить горючее и избежать стресса, но и повысить уровень безопасности на дороге. Инструктор Айвис Дрейманис: «Мы проводили специальные тесты, когда водитель сначала преодолевает маршрут в обычном, агрессивном режиме, и в спокойном - со своевременными маневрами и анализом ситуации на дорогах. Разницы во времени фактически нет, либо она несущественна - измеряется в секундах».

Стиль вождения

Движение по возможности должно быть плавным, без резких ускорений и торможений. Чем больше остановок на маршруте, тем выше расход топлива: каждый раз, когда автомобиль трогается с места, расход топлива достигает максимальных показателей. В зависимости от ситуации на дороге можно тормозить двигателем (как правило, это можно сделать, если держать дистанцию). Инструктор Айвис Дрейманис: «Пробок избежать не удастся, однако движение в пробке должно быть плавным, не надо дергаться и газовать. Не стоит также пытаться сэкономить, переключаясь на нейтральную скорость - этот метод работал в эпоху «Жигулей», теперь инжекторные двигатели при езде «накатом» расходуют больше топлива, чем при торможении двигателем».

Выбор верной передачи и оборотов двигателя

Ещё на InDrive.Net:

Как вернуть автомобиль в автосалон по гарантии или в течение 14 дней в 2019 году?

Экономичная езда - не медленная езда. Большое значение при экономии топлива имеет правильный выбор передач и оборотов двигателя. Следите за тахометром: наименьшее потребление горючего достигается при выборе самой высокой передачи при минимальных, но стабильных оборотах. Если стрелка находится в диапазоне от 1500 до 2500-3000 оборотов, все в порядке. Инструктор Айвис Дрейманис: «Если ситуация требует резкого ускорения, возможно, есть смысл пропускать передачу - например, переключаться со второй на четвертую, или с третьей на пятую».

Планирование маршрута

Наблюдая за ситуацией на дороге, избегая ненужных маневров и излишнего торможения, водители могут существенно снизить расход топлива. Своевременно планируйте маршрут, выбирая не самый прямой путь, а самые свободные улицы. Каждая лишняя остановка во время движения и лишний запуск двигателя приводят к дополнительному расходу топлива. Инструктор Айвис Дрейманис: «Те, кто регулярно ездит по одному маршруту (например, на работу), возможно, замечают, что даже 10-20 минут значительно влияют на интенсивность движения. Возможно, стоит зафиксировать закономерность и планировать свою поездку на наименее загруженное время».

Сопротивление воздуха

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

На скорости более 90 км/ч расход топлива растет особенно быстро, и багажник на крыше машины (который на самом деле редко используется по назначению) - дополнительные пол-литра бензина на 100 километров. Что же касается водителей грузовиков, то им стоит использовать массу состава, так как инерция играет большую роль в экономии горючего.

Давление в покрышках

Снижение давления в покрышках затрудняет управление автомобилем, увеличивает риск скольжения, приводит к быстрому изнашиванию шин. Растет и расход топлива. Нормальное давление в покрышках для легкового автомобиля в зависимости от модели колеблется от 1,7 до 2,5 атмосфер. Для грузовой машины, в зависимости от массы, рекомендуемое давление в покрышках - от 6,5 до 9 атмосфер.

Техническое состояние автомобиля

Ещё на InDrive.Net:

Не прячь пуговицу под ремень безопасности

Техосмотр бывает раз в год, но это не повод для того, чтобы не контролировать техническое состояние машины. Если говорить об экономии топлива, то следует удостовериться в том, что тормоза работают должным образом, а с развал-схождением все в порядке.

Можно ли сэкономить на топливе, не изменяя своим водительским привычкам? В условиях, когда на бензин приходится тратить все больше, этот вопрос стал особенно актуальным для белорусов. Обучить правилам вождения с минимальным потреблением топлива согласились специалисты одного из автохолдингов. Как они утверждают, на расход влияет не только загруженность машины и стиль вождения.

Немцы, которые славятся своим педантичным отношением к тратам, выстроили целую систему экономии топлива. Дмитрий Попов, тренер по продажам импортера Volkswagen, знает о ней не только в теории. За 23 года водительского стажа он опробовал все способы на своих автомобилях.

Способ 1. Снизить аэродинамическое сопротивление

По словам Дмитрия Попова, при увеличении скорости с 50 до 100 км/ч сопротивление воздуха увеличивается в 8 раз. Начиная с 90 км/ч и выше, аэродинамика - основной фактор расхода бензина. Сократить его несложно. Для начала достаточно не оставлять окна, люк и багажник отрытыми во время движения. Мешает преодолеть воздушную преграду рейлинг и багажник на крыше («лишние» пол-литра бензина на 100 километров, по словам специалистов). Из-за установки дополнительных элементов (антикрыла, защиты на кромку капота и др.) машина также встретит дополнительное воздушное сопротивление, а значит, двигатель будет потреблять больше топлива, чтобы поддерживать нужную скорость.

Способ 2. Распределить вес

Если не нагружать одну часть или сторону автомобиля, оставляя при этом другую свободной, можно сократить качение на ямках, неровностях дороги. Прямолинейное движение автомобиля сделает более эффективными разгон и торможение. «При этом меньше изнашиваются детали трансмиссии и подвески, - замечает Дмитрий Попов. - Это правило наиболее актуально для большегрузных, вместительных машин».

Имеется ввиду, что для экономии достаточно просто выгрузить из салона и багажника все лишнее: начиная от запасного аккумулятора и заканчивая тарой с антифризом (которую можно забыть выложить после зимы). Это исключит пробуксовку при старте (коих в городском цикле немало) и в целом облегчит автомобиль. Естественно, мотор сдвинет с места и нагруженную машину. Правда, «съест» больше топлива.

Способ 4. Контроль за АКБ

Из-за плохого аккумулятора увеличивается нагрузка на генератор, что выливается в неоправданный расход топлива. Громкая музыка, печка, подогрев сидений, стекол и зеркал, работа лишнего светового оборудования - все это, вполне очевидно, сулит затраты. Дмитрий Попов утверждает, что использование кондиционера увеличивает расход топлива на 0,3 литра на каждые 100 километров. Круиз-контроль «вытягивает» дополнительные 0,2 л/100 км. Фары головного света обойдутся в 0,1 л/100 км. А меломанам придется смириться с 0,2 л/100 км, потраченными на CD-ресивер и магнитолу.

Способ 5. Своевременно проходить техобслуживание

С точки зрения экономии в первую очередь важна замена смазочных материалов - так можно снизить потери на трение в двигателе и трансмиссии. Грязный воздушный фильтр препятствует попаданию потока воздуха внутрь мотора. Это отражается на работе последнего отнюдь не лучшим образом. Фильтр стоит периодически вытряхивать и продувать даже между ежегодным ТО. На топливе можно сэкономить, поддерживая в норме развал-схождение, проверяя заряд АКБ и давление в шинах. Если их перекачать на 0,5 атм, уменьшается трение-качения шин. Как результат - сбереженные 0,3-0,5 л/100 км. Требования к «резине» - отдельный пункт. Самыми экономичными считаются радиальные покрышки. После пяти лет эксплуатации у них истекает срок годности - нужно менять. Так же стоит поступить и с шиной, у которой стерся протектор.

Способ 6. Сыграть на внешних факторах

Даже погода может помочь уменьшить расход. Например, при низкой температуре плотность воздуха больше, а значит, мотор быстрее насыщается им. К внешним факторам стоит отнести и качество дорожного покрытия, и трафик, и ландшафт дороги (за подъем на каждые сто метров над уровнем моря водитель рассчитывается лишними двумя литрами топлива на 100 км). Поэтому так важно заранее планировать маршрут движения, учитывая возможные пробки и неровности на дороге.

Способ 7. Пересмотреть стиль вождения

Движение, по возможности, должно быть плавным, без резких ускорений и торможений. То есть бессмысленно рваться к светофору, а потом давить педаль тормоза, сжигая бензин и стирая колодки. Каждая остановка отражается на расходе (он максимален, когда автомобиль трогается с места). Потери во времени незначительны, если держать нормальную дистанцию. Можно тормозить двигателем. Например, на пологом спуске экономнее двигаться, переключившись на пятую передачу и отпустив газ, - расход топлива при таком вождении равен нулю. Бесполезный вариант - переключаться на нейтральную передачу. Инжекторные двигатели при езде «накатом» расходуют даже больше топлива, чем при торможении двигателем. Сэкономить поможет и тахометр: наименьший объем горючего тратится при выборе самой высокой передачи при минимальных, но стабильных оборотах (2400 - 3000 для бензиновых агрегатов и 1500 - 2500 для дизеля). Специалисты советуют при ускорении пропускать передачу: переключаться с первой на третью, с третьей на пятую. А во время долгих стоянок (например, в пробках или на железнодорожных переездах) рекомендуют выключать двигатель.

Практика

Чтобы убедиться в действенности всех перечисленных правил, мы решили провести тест - проехать приблизительно один километр сначала в привычном городском, то есть агрессивном, стиле, а потом - в спокойном режиме. Для испытания был выбран Volkswagen Polo - личный автомобиль нашего консультанта Дмитрия Попова. Седан оснащен 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. Выбор пал на эту машину еще и потому, что на панельной доске имеется датчик среднего расхода топлива на 100 км. Трасса - с покрытием среднего качества.

От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.

Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!

Способ №0: Посетите сервис

Вне конкурса.

Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.

Регулярно посещайте сервис.

Способ №1: Снижение Cx

Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.

Например, Гелендваген, Cx=0,55:

Лада Приора, Cx=0,32:

Тойота Приус, Cx=0,25:

Гоночный болид: Cx=0,16:

«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»

Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:

»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?

А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.

Способ №2: Снижение массы автомобиля

Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.

Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).

Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.

В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.

Способ №3: Измените свой стиль вождения

Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).

Какой стиль вождения самый экономный?

Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.

Способ №4: С умом выбирайте время для поездки

Стоишь в пробке – тратишь бензин.

Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.

Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.

Способ №5: Разумно выбирайте маршрут

Лайфхакер исправно статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.

Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость

Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.

Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.

Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:

  • 80 км/час — 7 л на 100 км
  • 100 км/час — 11 л на 100 км ( .

Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.

Способ №7: Правильно выбирайте передачи

Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.

В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».

Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.

Способ №8: Выбор резины

Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?

Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.

Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса

Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:

Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.

На сколько?

Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.

Способ №10: Правильное давление в шинах

Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.

Вот говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.

Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.

Способ № 11: Купите отапливаемый гараж

Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.

Способ №12: Заведите дисконтную карту

Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.

Плохой Способ №1: Выключение электроприборов

Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.

Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.

Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.

Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры

На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят , что так можно сэкономить аж 3% бензина.

Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.

Короче, способ для фриков.

Плохой способ №3: Присадки для двигателя

Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.

Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.

Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»

Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.

Однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.

Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!

Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида

Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.

Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.

Какие способы сэкономить я пропустил?

Пишите в комментариях!

Также буду рад вместе с вами посмеяться и над плохими идеями.

Гибриды, природный газ, LPG. Все это нужно для одной цели – уменьшить расходы на автозаправках .

Однако по-прежнему наибольшие возможности скрываются не в технологиях, а в технике езды, в самих водителях.

Как ездить экономично ? Предлагаю 10 советов специалистов на эту тему:

1. Минимизируй массу .

Вес багажа, перевозимого в автомобиле, влияет на расход топлива. Поэтому следует регулярно освобождать автомобиль от старых журналов, обуви, игрушек, словом всего, что нам не нужно или давно не используется. Таким способом можно облегчить авто даже на несколько десятков килограммов.

Если ездишь по городу, можешь отказаться от тяжелого запасного колеса в пользу небольшого насоса. В подавляющем большинстве случаев воздух из пробитого колеса выходит медленно, поэтому такой насос позволит без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа.

2. Уменьши сопротивление воздуха .

Все торчащие элементы, такие как багажник на крыше, крепление для велосипеда или незапланированные производителем спойлеры увеличивают сопротивление воздуха, что непосредственно влияет на увеличение расхода топлива. Их демонтаж очень рекомендуется.

3. Заводись без использования педали газа .

В старых моделях это было обязательно, сегодня уже не нужно при каждом запуске мотора нажимать на газ. Количество топлива, необходимого для начала работы, регулируется автоматически.

4. Поезжай сразу .

Необходимо немедленно начинать движение после запуска двигателя. Каждая секунда простоя – это потеря топлива. Нет необходимости в прогреве двигателя, т.к. его температура быстрее придет в норму в процессе езды.

5. Как можно быстрее на вторую .

Первую передачу следует менять сразу после того, как автомобиль начнет движение. Злоупотребление первой значительно увеличивает расход топлива.

6. Оптимально меняй передачи .

Когда переключать передачу? Это самый частый вопрос, задаваемый в контексте экономичной езды. Ответ такой: когда двигатель достигнет максимального момента. Если исключить высокооборотистые двигатели, не позже 3500 об/мин.
Это позволит удержать обороты в секторе низкого расхода топлива. Что удивительно, на расход не влияет динамика, с которой давим на педаль газа.

7. Не превышай экономичной скорости .

Кроме параметров двигателя на расход топлива влияют сопротивление воздуха и трение качения. Поэтому максимальная экономичная скорость должна учитывать эти факторы.
Исходя из расчетов, она составляет 90 км/ч, даже если на последней передаче (а при высокой нагрузке на предпоследней) двигатель не достиг максимального крутящего момента.

8.Тормози двигателем .

По прежнему очень популярна среди водителей методика подъезда к перекрестку накатом, ошибочно считающаяся наиболее экономичной. В таком случае автомобиль расходует некоторое количество топлива. А может не сжигать совсем. Условие? Нужно тормозить двигателем. Подача топлива в таком случае автоматически отключается.

Следует при этом помнить, что нужно снижать передачу не позднее 1200 об/мин. В противном случае авто начнет снова потреблять топливо. Верхняя граница оборотов не имеет значения.
Навык торможения двигателем важен и для безопасности. Чтобы резко ускорить катящийся накатом автомобиль, нужно сначала включить передачу, а это значительно увеличит время маневра.

9. Глуши двигатель на светофорах .

В ближайшие годы мы станем свидетелями широкого распространения системы Stop & Start, предлагаемой теперь лишь в некоторых моделях. В соответствии с принципом, что автомобилю не требуется топливо, когда двигатель не работает, компьютер выключает мотор во время простоя, а заводит его по сигналу водителя (например, нажатие педали газа).

Оказывается, что шестисекундный простой на светофоре с заглушенным двигателем приносит экономию. Нет никаких преград, чтобы в отсутствие системы Stop & Start самому глушить и заводить двигатель в ожидании зеленого. Одно условие: авто должно быть исправно.

Резкое подорожание топлива заставило многих автовладельцев обратить особое внимание на «аппетит» своей машины, даже если раньше расход топлива вполне их устраивал. Возникает закономерный вопрос: как повысить экономичность?

или Как добиться снижения расхода топлива

В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля в разделе «технические характеристики» всегда предоставляется информация о среднем расходе топлива при различных условиях движения - в городе, на трассе, а иногда и в смешанном цикле. Однако в реальных условиях эксплуатации расход горючего обычно превышает заводские данные. Обусловленно это различными условиями замеров во время тестов и при повседневной эксплуатации машины. Например, расход на трассе автопроизводители определяют при скорости 90 км/ч, и только иногда при 120 км/ч. В действительности же скорости 90 км/ч на трассе придерживаются только водители машин производства СССР. Владельцы иномарок и последних моделей «эсенговских» автомобилей, несмотря на требования ПДД, ездят быстрее. А расход топлива на высоких скоростях растет не только из-за того, что мотор работает на более высоких оборотах, но и из-за значительного увеличения сопротивления воздушного потока, для преодоления которого в цилиндрах необходимо сжигать больше горючего. В городе другие «нестыковки» - производители автомобилей не всегда учитывают многократные холодные пуски мотора и режимы перемещения в пробках, а также многочисленные перекрестки со светофорами.

Тем не менее снизить расход топлива можно. Для этого стоит усовершенствовать собственные навыки вождения и уделить внимание техническому состоянию автомобиля.

Динамика и скорость

Первое и основное правило экономичной езды - избегать высоких скоростей и динамичных разгонов. Чтобы попусту не сжигать топливо, стоит привыкнуть к плавному набору скорости и «заставлять» мотор больше работать в экономичном режиме - при 2000 - 3000 об/мин, когда удельный расход топлива у большинства двигателей минимален.

Нажимать на педаль газа при разгоне нужно как можно мягче. Любые резкие подгазовки нежелательны - на трассе следует поддерживать постоянную скорость. Для включения следующей передачи не нужно раскручивать мотор до высоких оборотов - для плавного разгона на повышенную передачу достаточно переключаться на средних оборотах. Для снижения расхода топлива при замедлении надо как можно дольше ехать на повышенных передачах.

В городе между светофорами желательно перемещаться, избегая остановок автомобиля. Троганье с места - самый неэкономичный режим движения, которого по возможности рекомендуется избегать. Следить за светофором нужно с того момента, как только он появится в зоне видимости. Если горит красный, имеет смысл прекратить разгон, а иногда и снизить скорость до величины, которая позволит подъехать к светофору, когда на нем уже включится зеленый - перекресток будет «взят» без остановки. После разгона на таких участках в карбюраторных машинах можно включить «нейтраль» и двигаться до перекрестка накатом, при необходимости притормаживая. Однако с точки зрения безопасности такой алгоритм езды не рекомендован. Безопаснее, а в инжекторных иномарках иногда и экономичнее «катиться» при включенной передаче, используя при необходимости эффект торможения двигателем.

В автомобилях с автоматической КПП важно избегать режимов «кикдаун» и «спорт», более того, если предусмотрен зимний режим («winter»), следует перейти на него - в этом случае передачи будут переключаться при более низких оборотах, когда расход топлива меньше.

Важно помнить и о том, что в режиме прогрева двигатель потребляет в два-три раза больше топлива, чем при рабочей температуре. Таким образом, желательно снижать время прогрева мотора на стоящем автомобиле - начинать движение целесообразно как можно скорее после пуска.

Согласно исследованиям автопроизводителей, трехминутная стоянка автомобиля с работающим в режиме холостого хода двигателем приравнивается к поездке на расстояние около 0,5-1 км. Из этого следует, что объезжать пробки подчас выгоднее, чем стоять в них в течение получаса-часа. А при стоянке перед железнодорожными переездами мотор лучше выключать. Справедливость этого утверждения доказывает и тот факт, что многие автопроизводители устанавливают на свои новые модели систему «Stop & go», которая автоматически выключает и включает двигатель при движении в пробках и стоянках на светофоре.

Впрочем, использовать правила экономичной езды нужно с умом, чтобы не создавать помех другим участникам движения.

Техсостояние

Техническое состояние автомобиля - фактор, который так же существенно влияет на расход топлива, как и стиль вождения.

Воздушный фильтр. Загрязненный фильтр в карбюраторных системах питания способствует обогащению топливо-воздушной смеси, что приводит к повышению расхода топлива на 10 - 30%.
Карбюратор. Это главный узел, который отвечает за подачу в цилиндры требуемого количества топлива. Если он неправильно отрегулирован, использованы несоответствующие жиклеры, воздушные каналы забиты, расход бензина может повыситься и в два раза.
Система зажигания. Момент воспламенения топливовоздушной смеси также влияет на расход топлива. И при раннем, и при позднем зажигании снижается мощность двигателя, что приходится компенсировать более продолжительной ездой на пониженных передачах при повышенных оборотах. Потребление топлива при этом увеличивается. Чтобы этого избежать, следует проверить межэлектродный зазор у свечей и работоспособность систем, от которых зависит угол опережения зажигания на различных режимах.
Инжекторная система питания. Повышенному расходу топлива может способствовать множество неполадок, при которых электронный блок управления переходит в режим работы по усредненным параметрам. Чаще всего из строя выходят датчики, которых в системе управления двигателем около десятка. Тогда на щитке приборов загорается надпись «check engine» или символ двигателя. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику и заменить неисправный датчик. Снизить расход топлива в машинах с электронным впрыском топлива можно с помощью чип-тюнинга, который обычно применяют для увеличения мощности и крутящего момента моторов.
Шины. Уменьшение давления (даже на 0,1 атм) способствует повышению сопротивления качению колес, а значит, и расходу топлива. Использование зимних шин в летний период также приводит к снижению экономичности, поскольку эти покрышки имеют больший коэффициент сопротивления качению.
Углы установки колес. При их нарушении не только ускоряется износ подшипников ступиц и протектора шин, но и из-за повышения сопротивления качению увеличивается расход топлива.
Тормозная система. Из-за отсутствия зазора между колодками и дисками (барабанами) в подклинивающих тормозных механизмах энергия тратится на «холостое» трение, что также компенсируется сжиганием в цилиндрах увеличенных порций топлива.
Попутные потребители

Кроме стиля вождения и техсостояния машины, на расход топлива оказывает влияние еще ряд факторов. Во-первых, это электропотребители. Мощные лампы фар, другие источники света, аудиоаппаратура через «генератор» могут забирать у двигателя значительную часть энергии, для компенсации которой требуется сжигать дополнительные порции топлива.

Во-вторых, кондиционер (климат-контроль), компрессор которого также отбирает у мотора часть мощности. Работающий кондиционер способен повысить расход топлива на 5 - 20%. И чем меньше мощность мотора, тем выше этот процент.

В-третьих, многие дополнительные навесные элементы больших размеров, предлагаемые в качестве тюнинговых аксессуаров, могут существенно увеличить коэффициент аэродинамического сопротивления, вследствие чего двигателю придется вырабатывать больше энергии.

Аэродинамика, а значит, и экономичность ухудшаются и при езде на высоких скоростях с открытыми (особенно полностью) окнами и люком. Отрицательно влияет на расход топлива и сильный встречный или боковой ветер.

Езда с верхним багажником или прицепом также способствует росту «аппетита». И чем больше и габаритнее груз, тем выше расход. Более того, отрицательно сказывается на экономичности и лишний груз, поэтому ненужные запчасти и запасы технических жидкостей желательно оставлять в гараже.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .